МАДОУ Детский сад №7 МР Учалинский район РБ
|
Консультация на тему "Эколого - туристические прогулки с дошкольниками"Человек – часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Мир природы и движение объединяется, становится мощным средством разностороннего развития ребенка . На прогулках решаются задачи экологического и физкультурно - оздоровительного характера. Разнообразные игровые упражнения и игры, рассказы и беседы, служат естественной формой передачи детям необходимого объема знаний из области экологического воспитания и физической культуры и наиболее эффективным средством ознакомления дошкольников с родным краем , а это основа патриотического воспитания. Будучи по природе коллективной, эколого- туристическая деятельность воспитывает у детей коммуникативные качества. Общение со сверстниками и взрослыми, окружающим миром, воспитывает доброе отношение к природе. Задачи эколого-туристических прогулок : 1.на примере ближайшего природного окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему осознать своё место в нём; 2.средствами эколого - туристической деятельности развивать интеллект ребёнка, формировать элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками; 3.нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе, заботливое отношение к природе, людям, родному краю; 4.способствовать физическому развитию ребёнка, его оздоровлению; 5.учить ориентироваться в природной среде обитания. Детей дошкольного возраста называют «почемучками». У них велика потребность в познании, потребность открывать мир, людей, природу. В силу своих возрастных особенностей они всегда готовы откликнуться (прежде всего эмоционально) на всё окружающее, новое в жизни. Именно эколого – туристическая деятельность даёт дошкольнику возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы, формируют образ «Родины». Эта деятельность удовлетворяет и естественную потребность детей в движении, позволяет быть на свежем воздухе в любое время года. Учёт возрастных особенностей важен при отборе содержания, форм и методов эколого – туристической деятельности при ознакомлении дошкольников с родным краем. Условия реализации данной проблемы – естественная для ребёнка среда жизнедеятельности, «малая родина» : природная и социальная сфера микрорайона. Основными формами эколого – туристической деятельности являются туристическая прогулка, экскурсия, слёт. Туристическая прогулка – это форма организации туристической деятельности, предполагающая кратковременное (3 – 6 ч.) пребывание в природных условиях и овладение туристическими навыками. С учётом местных климатических и погодных условий определили частоту проведения туристических прогулок : в холодный период 1 раз в месяц; в тёплый период 2 раза в месяц. Такие прогулки способствуют повышению выносливости организма ребенка, устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям, учат детей преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, укрепляют мышечную систему, повышают жизненный тонус, развивают наблюдательность, расширяют представления об окружающем, способствуют воспитанию любви к родному краю, воспитывают трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Поход с детьми на природу требует тщательной подготовки, соблюдая техники безопасности. Прежде всего проверяется выбранный маршрут. Педагог накануне похода обследует дорогу, места стоянки и игр, измеряет расстояние, определяет время движения. Важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом; продумать, какие движения целесообразнее использовать на тех или иных участках дороги с учетом естественных препятствий. Большая работа ведётся для подготовки детей к туристической прогулке. С этой целью воспитатель проводит цикл бесед, игр, занятий, на которых дети получают необходимые знания о туризме и предстоящих походах. Старшие дошкольники овладевают специальными терминами: турист, палатка, рюкзак, спальный мешок, компас, маршрут, карта и т. д. Детям показывают на карте здание детского сада, дома и учреждения, находящиеся рядом, называют и показывают улицу, на которой стоит ДОУ, знакомят с названиями улиц микрорайона и т.д. В возрасте 5-6 лет дети уже знают свой домашний адрес и с помощью воспитателя способны научиться находить на карте свой дом и дома своих друзей, магазины, в которые ходили с родителями, и т.п. Дети повторяют правила дорожного движения, правила поведения в походе, в природе. Параллельно знакомим детей с условными обозначениями природного ландшафта. Так дети узнают, что любые объекты местности могут изображаться условными топографическими знаками : река, лиственный и смешанный лес, гора, луг и др. Важным условием эффективности эколого – туристической работы с дошкольниками является понимание их родителями необходимости ознакомления с родным краем, взаимодействие с детским садом по данной проблеме, помощь педагогам. Необходимо, чтобы усилия по организации эколого – туристической деятельности объединяли весь педагогический коллектив дошкольного учреждения. При подготовке большое значение придаём интеграции всех участников туристической прогулки. В ней принимают участвуют : Заведующая детского сада (готовит приказ на выход за территорию детского сада); Заместитель заведующей по воспитательной и методической работе (помогает в подготовке и организации прогулки); Инструктор по физическому воспитанию (осуществляет физическую подготовку детей к туристским прогулкам, проводит тематические и сюжетные физкультурные занятия, досуги, тренировочные прогулки по облегченному маршруту, проводит игры, эстафеты); Музыкальный руководитель (разучивает речёвки, песни); Медицинская сестра (формирует группы детей на основе состояния здоровья и темпов физического развития, комплектует специальную походную аптечку, проводит совместно с воспитателем беседы о правилах безопасного поведения в природных условиях, о способах оказания первой медицинской помощи); Воспитатель (беседует с родителями об инвентаре, одежде для прогулки) Свои впечатления от увиденного, услышанного на эколого – туристических прогулках, дети отображают в творческих работах. Работы детей являются своеобразным итогом проведённой работы по ознакомлению детей с родным краем. Дети с гордостью рассказывают о походе, о том, что видели, что понравилось больше .Таким образом, использование социально – педагогического потенциала окружающей среды в обогащении личного жизненного опыта – основы развития личности маленького гражданина своей Родины. 12 марта 2014 в 11:05
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.