МАДОУ Детский сад №7 МР Учалинский район РБ

Консультация для воспитателей « Правильно ли говорит ваш ребенок?»

        «Правильно ли говорит ваш ребенок?»

         Одни говорят: " Культура речи — это умение говорить и писать правильно на том или ином языке". Другие утверждают, что культура речи —это способность излагать свои мысли просто, доступно и логично. Третьи, — что культура речи сводится в основном к умелому использованию выразительных и изобразительных средств языка. Четвертые, — что точность, краткость и национальная самобытность — главные достоинства нашей речи.

Каждая из приведенных точек зрения имеет свои основания. Действительно, настоящая культурная речь должна быть и правильной, и точной, и краткой, и доступной, и осмысленной, и самобытной, и эмоциональной. Однако, если признать за культурной речью все эти положительные качества, то главнейшим из них будет все же правильность, то есть умение говорящего выражать свои мысли грамотно, в соответствии с существующими в данную эпоху нормами произношения, а также нормами грамматического выражения мысли.

 Умение говорить и писать правильно — основной признак культуры речи человека.

 Культура речи -это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими фактами) О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи, отмечает, что «перед, педагогом стоят задачи:воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи»

  Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи.

Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом,приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи:словаря, связной, грамматически правильной речи.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а в последствии и неуспеваемость в школе.Особенно важно - чистое звукопроизношение, т. к. правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:

- звуковысотный слух;

- слуховое внимание;

- восприятие темпа и ритма речи.

2. Формировать произносительную сторону речи:

- учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;

- развивать артикуляционный аппарат;

- работать над речевым дыханием;

- вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;

- вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;

- формироватьнормальный темп речи, т. е. умение произносить слова;

- фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

3. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии  русского литературного языка.

4. Воспитывать интонационную выразительность речи, т.е. умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз,ударений, темпа, ритма и тембра.

 

Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах:

на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку;

различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному языку;

отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);

дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятий (различные игры, упражнения в игровой форме и др.)

- утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи.

 Так, во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука;

 - на прогулке –подгруппой детей потренироваться в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности;

-  в вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хороводные, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношениязвуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот.

Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:

- дидактические игры(«Чей домик?»)

- подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»)

- дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)

- метод упражнений(заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:

- образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;

- краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;

- утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога,искажаемой детьми части слова);

- образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, туп-туп-туп - топает козленок);

- хоровые и индивидуальные повторения;

- обоснование необходимости выполнить задание педагога;

- индивидуальная мотивировка задания;

- совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца);

- оценка ответа или действия и исправления;

- образная физкультурная пауза;

- показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

Нельзя не учитывать то, что речь детей дошкольного возраста своеобразна. Малыш путает понятия и слова, обозначающие их, переставляет и пропускает слоги, делает неправильные ударения, неправильно произносит звуки, восполняет жестами недостающие слова, придумывает остроумные,на наш взгляд, каламбуры. Подобное словотворчество не от избытка остроумия, а от незнания ребенком особенностей родного языка. Вредно «сюсюкать» с детьми,подражая детскому словотворчеству. Разговаривая с ребенком «детским» языком,взрослые невольно задерживают его речевое развитие. Если ребенок говорит неправильно, надо поправить и предложить повторить. Более старшего дошкольника целесообразно побуждать следить за собственной речью. Надо напоминать ребенку,чтобы он говорил четко, ясно, вел себя спокойно во время разговора. «Не торопись. Сначала подумай, а потом скажи».

Следует помогать дошкольнику  наводящими вопросами  последовательно изложить свою мысль.Случается, что у ребенка запас слов опережает формирование конкретных представлений. Это бывает чаще тогда, когда родители разговаривают с ребенком малопонятными ему словами. Ребенок слышит эти слова, они привлекают его своей новизной, и ребенок произносит их не к месту, не осмысливая значения. Помочь детям осмыслить значение новых слов - наша обязанность.

Известно, что культура речи проявляется не только в том, что сказано. Обычное «здравствуйте» может прозвучать приветливо, доброжелательно или небрежно, холодно, презрительно. Все зависит оттого, каким тоном мы его произносим и с каким выражением лица. У детей иногда проскальзывают грубые интонации. Надо просто постараться устранить подобные интонации у окружающих взрослых.

Важно уметь отличать развязность от непринужденности, застенчивость от неумения держать себя во время разговора.Надо быть чутким к слову ребенка, поддерживать его стремление вступать в разговор со взрослыми, а при необходимости осуществлять корректировку его поведения. Особого внимания требуют к себе дети, которые боятся вступать в общий разговор. Таких детей следует побуждать к разговору, используя для этого любой повод.

Надо учить детей не только правильно говорить, но и внимательно слушать собеседника, поддерживая с ним диалог; молчать, когда это необходимо. Разъяснять ребенку, что говорить и рассуждать надо только о том, что знаешь. Пусть пословица, «лишнее говорить, только делу вредить», усвоенная ребенком, станет правилом для него и поможет удержаться от пустословия. Воспитывать живого, тактичного собеседника - одна из задач,которая должна решаться на протяжении дошкольного детства. К школе дети должны знать доступные их пониманию правила, помогающие им овладеть культурой речевого общения.

В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать особенности речи каждого ребенка, постоянно и настойчиво используя фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей,воспитывать у детей правильную речь, поддерживать связь с логопедом, врачами.

  Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, и речевые игры - все это залог успешного формирования правильной устной речи у детей.

     В нашей группе также  проводится систематическая работа по развитию речи  на протяжении всего пребывания детей в детском саду. Работа, проводимая по формированию у детей речевой культуры, наиболее результативна в игре. Кроме  занятий по развитию речи, широко используем в своей работе различные дидактические, речевые игры в вечерние и утренние часы.Составленная  картотека таких игр очень помогает в работе.

    Речевые игры для подготовительной группы:

·       Составь одно слово из двух (быстрые ноги- быстроногий..)

·       Кто что делает? (повторяем профессии…)

·       Подумай,как сказать оба слова ласково(сладкая конфета-..)

·       Назови одним словом  (голова, шея, руки,….)

· Подбери противоположные по смыслу слова и закончи предложение

·       Назови какой сок получится (сок из черники-…)

·       Вспомни кто, где живет(медведь-в берлоге..)

·       Я начну, а ты закончи (я бегу –и ты…..)

·       Заменив словах звук С на звук Ш ( стык-штык..)

·       Кто как передвигается?

·       Что происходит в природе?

·       Кто кем будет?

·       Из чего сделано?

·       Четвертый лишнийи т.д.

 

Источники:

1. СоловьеваО. И. Методика развития речи в детском саду. 3 изд. М.: 1996 г.

2. ФомичеваТ. Б. , Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием М. : 2000 г.

3.  ДавыдовичЛ. Правильно ли говорит ваш ребёнок// Дошкольное воспитание. 2003, — № 8 

4. Болотина Л. Р., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Воспитание звуковой культурыречи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. —М.: Айрис пресс, 2006

5.  http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac53.htm

 

                                                              Зиннурова З.Н.,

                                                               воспитатель

 

14 апреля 2016 в 09:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.