МАДОУ Детский сад №7 МР Учалинский район РБ

Мастер-класс по гендерному воспитанию.

 муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №7 муниципального района Учалинский район

Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ

мастер – класса по гендерному воспитанию дошкольников

по теме:

«О мальчиках и девочках».

 

подготовила: заведующий З.К. Ильясова

г. Учалы

2016 год

 

Цель: Обогащение педагогического опыта методами и приемами гендерного подхода к воспитанию дошкольников.

Задачи:

• Обобщить теоретические знания педагогов о процессе формирования позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек дошкольного возраста;

•  Повысить компетентность в вопросах гендерного воспитания детей.

Стихи о девочках и мальчиках

Эх, мальчишкам не понять, 
Что за наслажденье —
Косы длинные растить
Чуть ли не с рожденья! 
Косы холить и беречь, 
Пестовать-трудиться
Крупнозубым гребешком, 
Дождевой водицей. 
Детским мылом промывать
Или земляничным, 
То настоем диких трав, 
То желтком яичным. 
Ах, как сладко поутру, 
Сидя на постели, 
Туго-туго их плести
Или еле-еле, 
Чтобы этаким торчком
Встали над плечами
Или плавным ручейком
По спине журчали... 
Как приятно выбирать
Шёлковые ленты
И от бабушек чужих
Слушать комплименты! 
Нет, мальчишкам не понять
Счастья непростого —
Косы длинные носить
Класса до шестого, 
А потом пойти, занять
Очередь на стрижку
И решительно сказать: 
«Режьте под мальчишку!» /Марина Бородицкая/

Ах, эти вездесущие мальчишки!
За ними нет возможности угнаться.
Сидели б дома, да читали книжки,
Но нет, им надо в море собираться.
Один из них откроет Антарктиду,
Другой изобретёт велосипед,
А третий вовсе пропадёт из виду,
Чтобы в Китае встретить свой рассвет.
Исколесят моря и океаны,
Им небольшой покажется земля,
И в космос выйдут гордо капитаны, 
стоявшие когда-то у руля.
Ах, эти вездесущие мальчишки!
И хоть проходит детства полоса,
И пишутся уже другие книжки,
В душе у них всё те же паруса! /Е. Долгих/

Вступительная беседа

Уважаемые, коллеги! Давайте для начала порассуждаем, чем отличаются мальчики и девочки? (ответы членов мастер-класса)

Мальчики и девочки очень отличаются друг от друга, с этим надо считаться и всегда об этом помнить.

Девочка – это будущая женщина, мама. Девочки, желающие стать прекрасными дамами, не кричат, не ругаются, стараются быть нежными, отзывчивыми. Девочки не лезут в драку и сами никогда ее не начинают.

Мальчик – будущий мужчина, папа. А настоящий мужчина никогда не обидит женщину. Он всегда готов прийти на помощь. Он сильный и берет на себя все трудности. Мальчик, который хочет стать таким, никогда не обидит девочку. Он умеет защищать девочек от неприятностей и опасностей, прощает им их недостатки и слабости.

Предлагаю Вам, уважаемые коллеги поделиться на две команды: первая команда «Девочки», вторая команда «Мальчики».

1. Отгадывание загадок.

Уважаемые, коллеги, попробуйте отгадать загадки-обманки. Слушайте внимательно и отвечайте, кто это - «мальчик» или «девочка».

Весной венки из одуванчиков плетут конечно, только… (девочки).

Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у (мальчонка).

Коньки по льду чертили стрелочки, в хоккей играли только (мальчики).

Болтали час без передышки в цветастых платьицах (сестрички, девчонки).

При всех помериться силенкой конечно любят лишь (мальчонки).

Молодцы!

2. Отгадай «Двойное имя»

Коллеги, у нас еще одно сказочное задание: «У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь,

о каком сказочном герое идет речь.

Отгадываем женские персонажи

Елена (Прекрасная)

Сестрица (Аленушка)

Василиса (Премудрая)

Крошечка (Хаврошечка)

Марья (Искусница)

Красная (Шапочка)

Баба (Яга)

Снежная (Королева)

А сейчас отгадываем имена, относящиеся к мужским персонажам.

Кощей (Бессмертный)

Мальчик (С пальчик)

Братец (Иванушка)

Иван (Царевич)

Змей (Горыныч)

Оловянный (Солдатик)

Карабас (Барабас)

Добрыня (Никитич)

Молодцы!

3. От того, как мы воспитываем наших детей на прямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут.

Предлагаю вам решить педагогическую ситуацию, которая имеет место в практике педагогов-дошкольников.

 

Ситуация (слушаем внимательно)

 Мать с ребенком встречаются с воспитателем.

- Моему сыну два года. Я заметила, что во время игр с другими детьми он чаще играет с игрушками, которые больше подходят девочкам: куклы, коляски, посуда и т.д. Стоит ли мне беспокоиться по поводу его неправильной ориентации и запрещать ему играть с этими игрушками

Вопрос:  Какие игрушки нужны мальчикам, чтобы они выросли настоящими мужчинами? Какие игрушки нужны девочкам, чтобы они выросли хорошими мамами и хозяйками?

ДЕВОЧКИ

В игротеке девочки обязательно и в полном комплекте должны

присутствовать игры для будущей мамы, хозяйки, женщины. Хозяйкой девочке позволит вырасти домашняя утварь - посуда, шкафчики, утюги. Хорошей мамой нашим девочкам помогут стать куклы пупсы и аксессуары по уходу - кроватка и постельное белье, полотенце для купания малыша и всякие

атрибуты для прогулок. Девочкам необходимо играть в машинки и строить дома. Это часть познания не только противоположного пола, но еще и

познание мира. Также необходимы и все остальные игрушки: мозаика, пазлы, наборы для творчества, настольные игры, мячи и т. д

Нужны мягкие куклы-дети, которых легко посадить, положить спать, искупать, одеть и раздеть.

МАЛЬЧИКИ

Будущему рыцарю нужны игрушки, которые позволят ему проявить мужественность, почувствовать себя героем и спасателем мира, и еще обязательно те, которые дадут возможность проявить заботу. Например, военные игрушки позволяют прочувствовать и прожить такие важные качества, как самостоятельность, уверенность, независимость,

оказать покровительство слабому, пережить ситуацию успеха и победы.

Такие игрушки помогают детям пережить и ситуацию жестокости, научиться работать с агрессией. Мальчишки играли в «войнушку» всегда. Всегда бегали

с пистолетами и кричали «бах-бах-бах». И это нормально. Мужчина - воин. Чтобы вырасти не только настоящим мужчиной, но и счастливым, открытым миру человеком, мальчику нужно научиться проявлять чувства, эмоции (тут помогут мягкие игрушки, попробовать все роли, в том числе и роль папы! Мальчикам нужно играть в куклы и мягкие игрушки. Отдельно хочется сказать о наборах с шитьем и вязанием. Это традиционно "немужское"

занятие очень полезно мальчикам 5-7 лет.

Во-первых, настоящему мужчине всегда пригодится умение пришить

пуговицу, а во-вторых, эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, которая в силу определенных причин у мужчин развита хуже, чем у женщин

 

Проблемная ситуация

 

Мама:  «Сынок, собирай игрушки, пора спать». (Сын не реагирует).

Мама:«Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему

хоть что - нибудь. Ты  совсем  не  занимаешься  воспитанием. Отец должен

воспитывать сына».

Отец:«А  я  и  не  воспитатель.  Пусть воспитатели детьми занимаются, им

деньги за это платят. А я на работе устал».

Мама:  (обращаясь  к сыну)  «Вот  не будешь  слушать  маму,  вырастешь

лентяем,  как  твой  отец!»

Отец:«А будешь слушать маму, вырастешь подкаблучником».

Ну, а теперь перейдем к вопросам:

- Кто по - вашему прав в этой ситуации, мама или отец?  

(неправы оба,  т.к.  гендерным  воспитанием должны заниматься и тот, и другой).

А какова роль учреждения в гендерном воспитании? (Относительно этой ситуации образовательное учреждение  ведет  работу  совместно  с  родителями).

4. А теперь предлагаю всем поиграть в игру «Моя семья» (психологическая игра)

Обними соседа справа

Обними соседа слева

Мы с тобой друзья, да, да, да

Мы с тобой одна семья да, да, да

Я, ты, он, она - дружная семья.

Щекочу соседа справа

Щекочу соседа слева

Поцелуй соседа справа,

Поцелуй соседа слева.

5. Итог

Что же в итоге? Из практики работы педагогов дошкольников, из материалов

 исследований педагогов-психологов по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста, могу дать следующие рекомендации по воспитанию мальчиков и девочек не только в детском саду, но и в семье мы ведь все родители. Свое выступления мне хотелось бы закончить мыслью, что везде хороша золотая середина.

«Так вырастает дитя –

оно непременно станет

прекрасным и добрым,

если не найдётся тот,

кто этому помешает ». /Герман Брох/

17 марта 2016 в 09:54

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.