МАДОУ Детский сад №7 МР Учалинский район РБ

Новые формы и модели дошкольного воспитания

 Российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с ним дошкольное образование и его учреждения должны решать достаточно широкий комплекс задач -  

от охраны жизни и здоровья детей до приобщения к духовно-нравственным ценностям при тесном взаимодействии с семьей в интересах полноценного и гармоничного развития ребенка. 
Для дошкольных учреждений России характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ. 
С 1991 по 2009 год количество дошкольных учреждений сократилось в 1,8 раз. Численность детей в дошкольных учреждениях - почти в 2 раза. 
Сегодня происходит рост рождаемости в регионах. Поэтому наблюдается острый дефицит мест в детских садах.

В связи с дефицитом мест в дошкольных образовательных учреждениях и государственной политикой, ориентированной на обеспечение общедоступного дошкольного образования всем слоям населения, в настоящее время появилась проблема внедрения  новых перспективных форм дошкольного образования для детей раннего и дошкольного  возраста, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья, потребностей семей и общества в целом,  задающие широкий спектр возможностей полного и неполного пребывания ребенка вместе с мамой и без нее в детском саду.

Для этого необходимо принимать конкретные меры: 
-создавать нетрадиционные организационно-педагогические формы дошкольного образования: группы краткосрочного пребывания, группы с гибким графиком работы, дежурные группы, группы физического развития и укрепления здоровья, группы развития индивидуальных наклонностей и интересов и др. 
- развивать сеть дошкольных образовательных учреждений и групп коррекционной и компенсирующей направленности в связи со значительным увеличением количества детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, общем развитии. 
-содействовать развитию нового нетрадиционного вида дошкольного воспитания в семье, организации подготовки нянь и гувернеров для воспитания и образования детей на дому, в том числе путем переподготовки незанятого населения

В современных условиях, с одной стороны, население испытывает острую нехватку мест в ДОУ, с другой стороны, образовательному учреждению предоставляется возможность работы в условиях самофинансирования и, соответственно, возможностью создания более широкого спектра услуг, предоставляемых детям и их родителям. Анализ профессиональных ресурсов коллектива, состояние материально-технической базы образовательного учреждения позволяет создавать вариативные формы работы с дошкольниками и родителями.

Остановимся на некоторых из них:

 

Адаптационная группа для детей раннего возраста

 

Позволяет организовать совместную деятельность близких взрослых и педагогов в период адаптации ребенка к пребыванию к детском саду, подготовить его к поступлению в образовательное учреждение, помочь родителям в воспитании ребенка, создании условий для укрепления здоровья и развития детей.

 Адаптация дошкольников к ДОУ нередко проходит с осложнениями. Эта проблема стоит настолько остро, что необходимость создания системы работы в этом направлении очевидна. Период адаптации настолько серьезен в жизни ребенка, что требует решительных действий со стороны взрослых для его облегчения. Решение этой задачи ложится, в первую очередь, на педагогов ДОУ. Именно они должны так организовать жизнь ребенка в дошкольном учреждении, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками. Однако работа с одними лишь воспитанниками в период их адаптации в ДОУ не дает должного результата. Необходимо активно сотрудничать с родителями по этому вопросу. Лишь с учетом этих требований привыкание детей к детскому саду пройдет максимально легко. 

 

Группы кратковременного пребывания

 

Чтобы увеличить охват детей дошкольным образованием, в городе апробируются новые модели дошкольного образования - это группы кратковременного пребывания детей. Цель пребывания ребенка в такой группе - это оказание ему образовательных услуг без сна и без питания. Ребенок находится в подобных группах три-четыре часа. Некоторые родители опасаются, не будет ли страдать ребенок вследствие резкого перехода из домашней неорганизованной среды в жестко структурированную среду детского сада, где ему уже не смогут уделять столько внимания, как дома. Помощь ребенку в социализации (построении контактов с миром людей, не включенных в его семью) является важнейшей задачей воспитания, не менее значимой, чем забота о его защите, питании и эмоциональном благополучии. Группы кратковременного пребывания в детских садах вызывают у родителей все больший интерес.

 

Такая группа позволяет домашнему ребёнку побывать в новой обстановке, попробовать себя в новой роли - не только "маленького и единственного", но равного среди равных в коллективе сверстников. В такой группе будет комфортно также малышу, темперамент которого или состояние здоровья не позволяет ему проводить в детском саду целый день. Группы кратковременного пребывания - это самый мягкий вариант адаптации ребенка к детскому дошкольному учреждению. Ребенок постепенно привыкает к новой обстановке , знакомится с воспитателями и другими детьми. А после посещения группы короткого дня , родители могут оценить готовность ребенка к переходу в группу полного дня.

Эффективной моделью дошкольного образования является "Группа выходного и праздничного дня".

 

 

Такие группы открываются с целью оказания помощи родителям в случае их занятости на работе в выходные и праздничные дни; обеспечения общения ребенка со сверстниками и подготовки его к школе; организации совместного досуга детей и родителей. Педагогам в таких группах следует продумать организационные вопросы создания развивающей среды. Группа может быть физкультурно-оздоровительной направленности. Используются следующие помещения дошкольного учреждения: физкультурный зал, бассейн. Организационными формами могут быть : физкультурные занятия в зале, на участке, на спортивной площадке, занятия по плаванию, физкультурные праздники и досуги.

 

Дополнительное образование

Что же дает дополнительное образование  для детей детского сада? Это развитие индивидуальных способностей и интересов, развития одаренных личностей, умение творить по законам красоты, формирование способностей к мыслительной деятельности, воспитание творческого начала и интереса .Обучение наших детей в дополнительном образовании по разным видам  деятельности открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их влечет и интересует. Все виды дополнительной  деятельности направлены на духовное воспитание, формирование культуры у детей, эстетическое, умственное и физическое развитие детей.

Да, увеличивается нагрузка на педагога, но одновременная работа с детьми и их родителями позволяет интенсифицировать процесс изучения межличностных отношений, методов воспитания в семье, что позволит понять и принять личность ребенка, установить конструктивный контакт с родителями.

 

 

Гувернерская служба 
Именно гувернерская группа (надомное образование) является самой индивидуализированной формой из всех предлагаемых в настоящее время. К тому же на фоне не снижающейся очередности в детские сады растет так называемый «серый рынок» услуг индивидуальных предпринимателей. В их числе малоквалифицированные домашние воспитатели, гувернантки, нянечки, деятельность которых не лицензируется, выпадая из-под контроля и сферы влияния государства. Организация картотеки по подбору персонала в детском саду позволит устранить опасных для детей «конкурентов» с рынка образовательных услуг. 
Спектр услуг гувернерской группы - это уход и присмотр за ребенком «ребенок+няня», проведение развивающих, коррекционных, оздоровительных занятий «ребенок+гувернер» 
Гувернерская группа – работа группы специалистов в соответствии с индивидуальным планом работы с ребенком без отрыва от семьи и в привычных для него домашних условиях.

Группы семейного воспитания организуются   в многодетных семьях, имеющих трех и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, по месту проживания данной семьи. Группы  семейного воспитания обеспечивают присмотр, уход  и оздоровление, воспитание и обучение детей. Группы семейного воспитания организуются в целях:   -развития  новых форм  дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального  подхода в воспитании ребенка;   -расширения форм дошкольного образования  для детей с  проблемами здоровья и развития;    -поддержки  многодетных семей;  -предоставления многодетным  родителям  возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей;    -доступности дошкольного образования.   

Проблему доступности детских садов сегодня невозможно решить исключительно с помощью строительства новых и возврата в сеть ранее перепрофилированных объектов. Необходимо развивать вариативные формы дошкольного образования. Такова позиция министра образования РБ Альфиса Гаязова. 
По его словам, за последние три года в 2,5 раза увеличилась численность детей, посещающих группы кратковременного пребывания и группы дошкольного образования при общеобразовательных учреждениях. Активно развивается сеть таких групп в Уфе, Янаульском, Калтасинском, Кармаскалинском, Куюргазинском, Мишкинском, Баймакском районах. 
Наряду с этим, сегодня организована экспериментальная работа по введению новых моделей предоставления услуг дошкольного образования – групп семейного воспитания при детских садах. 
- В 2008 году их было 19 на 73 ребенка в пяти муниципальных образованиях, в 2010 уже 59 с охватом 209 детей в 15 муниципальных образованиях. В этом направлении активно работают Уфа, Стерлитамак, Давлекановский, Мелеузовский районы, – уточнил министр. 
Еще одним решением могут стать компенсирующие выплаты родителям детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. В Уфе и Стерлитамаке такие пособия уже начисляются.

Такая форма организации детей, как "семейный детский сад" очень привлекательна, особенно для детей раннего возраста. В привычной семейной обстановке к которой так привык ребенок, исчезает такая проблемма как тяжелая адаптация к большому коллективу. К одному и тому же воспитателю дети привыкают гораздо быстрее и легче. В условиях домашнего детского сада воспитателю легче подстроиться под индивидуальные особенности характера и привычки детей. Думаю, что также рассуждают и многие родители, но как педагог, считаю, что на сегодняшний день не создано необходимых условий, чтобы эта форма дошкольного образования успешно развивалась. Прежде всего- это низкая заработная плата воспитателя. Как правило, согласившиеся на работу в условиях "семейного детского сада"- это мамы, имеющие своих детей-дошкольников и имеющие небольшой стаж педагогической работы. Зарплата величиной в прожиточный минимум не стимулирует желание педагогов стать организатором "семейного детского сада". Воспитатель может конечно взять на себя обязанности няни и повара и тем самым увеличить свою зарплату, но где взять время и силы, чтобы выполнять работу трех специалистов. А ведь дети в условиях небольшого пространства квартиры будут нуждаться в тщательном присмотре. 
Думаю, что пересмотрев условия оплаты и стимулирования труда педагогов-организаторов "семейных детских садов" можно сделать эту форму организации детей очень привлекательной для родителей и педагогов.

Надо отметить следующую, очень перспективную, форму работы с семьей. 
Это семейные клубы по интересам (в вечернее время, например, с 17.30 до 19.00). 
Занятия в семейных клубах способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех. Здесь создается особый микроклимат, в основе которого лежат уважение к личности ребенка, забота о каждом, доверительные отношения между родителями и детьми, родителями и педагогами, обеспечивается взаимосвязь всех составляющих разностороннего развития - физического, психического и социального. 
Однако вне зависимости от формы работы главной задачей является формирование коллектива родителей-единомышленников. При этом очень важным является уровень доверия родителей педагогу, который непосредственно зависит от его профессионализма и общей личностной культуры.

 

Консультативный пункт для родителей и детей, воспитывающихся в условиях семьи, который создан с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям, поддержки всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

 

 

Основными задачами консультативного пункта являются: 
- оказание всесторонней помощи родителям и детям, не посещающим образовательные учреждения, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу; 
- оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста; 
- оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения; 
- проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения; 
- обеспечения взаимодействия между муниципальным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательную программу дошкольного образования, и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей.

Наше время отличается насыщенностью событий и быстротой происходящих перемен. Все мы – часть нового, стремительно развивающегося мира. Этот динамичный мир предъявляет новые требования ко всем сферам нашей жизни. И воспитание детей не исключение. Поэтому в первую очередь нам, педагогам дошкольного образования, нужно задуматься над тем, как вырастить творческого человека, способного в скором будущем решать задачи, которые сегодня даже еще не сформулированы. 
Нам необходимо обеспечить разнообразие форм дошкольного образования, удовлетворяющего потребности семей. Понятно, что одни семьи ориентируются на полное пребывание ребенка в детском саду, некоторые родители предпочитают группы кратковременного пребывания различной направленности, где с детьми работают квалифицированные специалисты; другие воспитывают своих детей-дошкольников сами. Последняя категория семей, тем не менее, нуждается в помощи квалифицированных специалистов. 
Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы признана необходимость обеспечения равных стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения. Особое внимание уделено решению проблемы доступности дошкольного образования, обеспечения условий для качественной подготовки детей к обучению в школе.

 

В настоящее время отрабатываются различные модели организации предшкольного образования. Все более востребованной в практике становится модель организации групп предшкольной подготовки (ГПП) детей 5-7 лет на базе дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ. Деятельность этих групп направлена на подготовку к школе детей, не охваченных дошкольными учреждениями. 

 «Плюсы» предшкольной подготовки бесспорны и очевидны. Ребенок должен быть готов к общению в большом коллективе. Кроме того, предшкола четко ориентирует детей на новый социальный статус. Превращение ребенка в ученика — процесс сложный, и одними лишь домашними заботами его не осуществить. 
ГПП в школе стала промежуточным звеном, «маленькой школой», где дети привыкают к будущей школе, адаптируются к условиям учебной деятельности, а их родители получают грамотное направляющее воздействие при подготовке ребёнка к школе. 
Однако при этом возникает ряд проблем: значительная часть родителей уклоняется от регулярного сопровождения детей в ГПП. Ими востребована форма полного дня пребывания в детском саду. Приоритетной идеей создания групп ГПП было выравнивание стартовых возможностей будущих первоклассников. На практике же первоочередной задачей стало формирование у детей элементарных социальных навыков, коррекция речевого и психического недоразвития; разноуровневое развитие детей, составляющих набор ГПП; нерегулярное посещение детьми ГПП, что приводит к снижению эффективности усилий педагогов и специалистов. Эти проблемы необходимо решать, чтобы предшкольное образование в полной мере реализовывало свои задачи.

 

Альтернативные формы отличаются от традиционных большей мобильностью, дополняют систему «традиционных» садов, решая ряд существующих проблем и тем самым повышая эффективность системы дошкольного образования в целом. 
В детских садах города функционируют следующие альтернативные формы образования: коррекционные группы, общеразвивающие группы, адаптационные группы, группа предшкольной подготовки, группа кратковременного пребывания для детей 5-7 лет, дополнительные образовательные услуги (платные и бесплатные). 
Цель: реализация права на образования детей, выравнивание стартовых возможностей детей, не посещающих ДОУ. 
Результатом работы ДОУ стало создание благоприятных условий для функционирования  таких групп,  сформирована образовательная среда, разработаны и апробированы авторские методические пособия по математическому, социальному, речевому, физическому, музыкальному, художественно-эстетическому развитию дошкольников, обучению грамоте. Воспитательно-образовательная работа в дошкольном учреждении проводится с учетом принципов здоровьесберегающих технологий. 
ДОУ создало благоприятные условия для развития творческих способностей и индивидуальных возможностей детей в различных видах деятельности, использует дифференцированный подход в воспитании и обучении детей.

 

Проблемы в области дошкольного образования

Хотелось бы сказать еще несколько слов и о существующих проблемах в области дошкольного образования. 
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении содержит перечень функций дошкольного образовательного учреждения, к числу которых относятся воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. 
Детские сады являются основной организационной формой дошкольного образования, однако очевидно, что в современных условиях традиционный подход не может удовлетворить все потребности населения в дошкольном образовании по следующим причинам: 
1) невозможность принять всех дошкольников в детский сад из-за нехватки мест; 
2) из-за кадровых и финансовых сложностей не каждый детский сад может соответствовать высоким требованиям некоторых семей к качеству образовательного процесса; 
3) некоторые дети не могут посещать детский сад из-за ослабленного здоровья; 
4) особенности семейного уклада и воспитательных традиций не позволяют ребенку в течение 10-12 часов находится в многочисленной группе сверстников. 
Именно поэтому надо  развивать альтернативные формы организации дошкольного образования, как в государственном (муниципальном) секторе, так и силами негосударственных учреждений и частных предпринимателей. В настоящее время наиболее популярными формами являются: 
- группы кратковременного пребывания; 
- группы предшкольной подготовки (воскресные школы); 
- группы развития (интеллектуальной, эстетической, спортивной направленности); 
- индивидуальные занятия (няни, гувернантки, репетиторы); 

(Из материалов сайта)

13 февраля 2016 в 20:00

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.