МАДОУ Детский сад №7 МР Учалинский район РБ

Методический семинар на тему: "Гендерное воспитание в свете ФГОС дошкольного образования"

муниципальное  автономное  дошкольное  образовательное учреждение

Детский  сад № 7  муниципального  района Учалинский  район 

Республики  Башкортостан

 

МЕТОДИЧЕСКИЙ  СЕМИНАР

НА ТЕМУ:

«ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

В СВЕТЕ  ФГОС  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

 

Подготовила: заведующий З.К. Ильясова

УЧАЛЫ  2016 г.

Цель: Обогащение педагогического опыта методами и приемами гендерного подхода к воспитанию дошкольников.

Задачи:

 - Обобщить теоретические знания педагогов о процессе формирования позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек дошкольного возраста.

 - Повысить компетентность в вопросах гендерного воспитания детей.

План:

І. Вводная часть.

ІІ. Теоретическая часть.

III. Практическая часть.

1V. Заключительная часть.

 Вводная часть. Актуальность данной темы. Гендерное воспитание является звеном в структуре образовательной области «Социализация»  и основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми иногда можно увидеть, что девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Состояние психофизического здоровья подрастающего поколения в связи с проблемами его прогрессирующего ухудшения, особенно в нашей стране, ставит неотложные задачи по поиску новых методов его охраны. В этом свете вызывает большой интерес гендерный подход. Поэтому очень важно строить здоровые взаимоотношения между мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками. Социальное осознанное воспитание начинается с дошкольного учреждения. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек,  чтобы его определяли как женщину или мужчину. Половая принадлежность ребенка - важный фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение. В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных, в России было, установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, происходит принятие гендерной роли:

• к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;

• в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не  изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. И одним из важнейших условий эффективного формирования полоролевой идентичности у дошкольников - компетентность педагога.  Поэтому возникает вопрос: «Как воспитать настоящих мужчин и женщин?» Везде хороша  «золотая середина», т.е. дифференцированный поход с учётом  половых признаков. Итак, с чего же мы начнём? Чтобы правильно  воспитывать и обучать, надо хорошо познать объект своих  педагогических воздействий.

Теоретическая часть. Немного о терминах. 

ГЕНДЕР– социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и  включающий в себя психологические, социальные и культурные  отличия  между  мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Наряду с этим понятием часто звучат словосочетания половое воспитание, гендерное воспитание. В чем различие этих понятий?

Половое воспитание – воспитание, основанное прежде всего на знании физиологических особенностей полового развития ребенка. Понятие «половое воспитание» используется чаще всего в медицине, в школах. Половое воспитание является широким понятием, которое включает в себя несколько составляющих. 

 1)знакомство ребенка со строением человеческого тела, анатомо-физиологическими различиями;

2) подразумевает ознакомление ребенка с основами половой жизни;

3) призвано прививать ребенку гигиенические навыки.

Понятие «гендерное воспитание» используется в педагогике. Это формирование социокультурных механизмов конструирования мужских и  женских ролей, поведения, деятельности и психологических характеристик личности, предложенных обществом в зависимости от биологического пола.

Половая идентификация ребёнка происходит уже к трём-четырём годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное наблюдение за поведением взрослых. Под руководством взрослых, через подражание ребенок начинает учиться быть мальчиком или девочкой. Ориентация ребенка на ценности своего пола, прежде всего, происходит в семье, где  многое определяют традиции. А как быть, если семья утрачена? Функции семьи в данной ситуации должны взять на себя все остальные участники процесса воспитания ребенка. Применительно к нашему  учреждению, это – педагоги,  психолог и.т.д. И для того, чтобы личность  ребенка развивалась правильно, используются следующие основные методы: 

- Игра (Сюжетно-ролевые, дидактические, полоролевые игры)

- Беседы (Сказки, колыбельные песни, пословицы и др.)

- Проблемные ситуации (Обсуждение рассказа, мультфильма и т.д.).

Какими принципами  должен руководствоваться взрослый при формировании начал гендерного воспитания.

1. Системность. Обеспечение системы взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса.

 2. Доверительность отношений. Н. К. Крупская постоянно упоминала о том, что воспитатель должен уметь «влезть в шкурку ребенка», проникнуться его интересами, быть близким ему по духу и эмоциональной отзывчивости. Развивая эту же мысль, В. А. Сухомлинский говорил: «Имея доступ в сказочный дворец Детства, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира».

3. Доброжелательность в высказываниях. Всем известно, что от того, как дано указание, зависит реакция ребенка. Антон Семенович Макаренко придавал этому огромное значение. Он говорил, что почувствовал себя настоящим педагогом лишь тогда, когда научился произносить коротенькую фразу «Иди сюда» с 20 различными оттенками. Ведь слово может прозвучать для воспитанника по-разному: в доброжелательной форме, рождающей в нем чувство стыда за оплошность, или в обидной, задевающей его самолюбие, наедине или при всех, спокойно и требовательно или резко и крикливо. Отсюда и соответствующая реакция: в одном случае замечание затрагивает струны совести, в другом вызывает протест.

Практическая часть. Существуют специальные игры для полоролевого развития, и поскольку проблема эта достаточна свежа, игр таких еще немного, но, тем не менее несколько из них я нашла и они пополнят копилку методических игр.  Завершая наш семинар, я хочу предложить их вам. 

*смотреть приложение – презентация.

 

 

 

9 февраля 2016 в 20:10

Прикреплённые файлы:

Документ: Методический семинар на тему: "Гендерное воспитание в свете ФГОС дошкольного образования"

Описание файла:

Файл называется: prezentacija-gendernoe-vospitanie_kghcn.ppt

Это официальный файл организации «МАДОУ Детский сад №7 МР Учалинский район РБ», в нём содержится Методический семинар на тему: "Гендерное воспитание в свете ФГОС дошкольного образования".

Размер файла: 23,84 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.